Подъезды должны убирать два раза в неделю, а лифт – раз в пять дней
Коммунальники объясняют, какие услуги входят в техническое обслуживание [выпуск 5]
Если в подъезде не убирают, можете попросить вернуть деньги
- Само название жилищно-коммунальной услуги «техобслуживание» говорит само за себя. Техническое обслуживание - поддержание в исправном состоянии всего дома. Причем этот процесс не прерывается в течение всего года, - говорит начальник управления жилищного хозяйства МинистерстваЖКХ Андрей Ромашко. - И все работы, которые проводятся в рамках техобслуживания, делаются для того, чтобы не произошло каких-то нештатных, аварийных ситуаций. При этом не надо путать техобслуживание и текущий ремонт или капитальный ремонт. Обслуживанием мы только поддерживаем дом в надлежащем состоянии.
- И в чистоте? Ведь в техобслуживание также входит уборка подъезда?
- Да, в услугу в том числе входит и содержание мест общего пользования в чистоте. И раз мы за это платим, то и убирать должны качественно и вовремя. Например, подметать и убирать мусор в подъезде должны не реже двух раз в неделю, а производить влажную уборку – два раза в месяц.
- Давайте откровенно: не всегда это происходит. Что делать, если подъезд не убирают?
- В Законе «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» прописан порядок действий в такой ситуации. По обращению жителя (потребителя услуги) устанавливается факт, что подъезд не убирается, он фиксируется представителем ЖЭСа - и людям должны произвести перерасчет. То есть определенная сумма в следующем месяце должна быть вычтена из жировки - то, на сколько людям не оказали услугу. Другое дело, что уборка занимает минимальный процент от тарифа на техобслуживание, и речь идет о минимальных суммах.
В жировке появится строка «уборка подъезда»?
Сейчас стоимость уборки входит в тариф на техобслуживание. Тариф этот одинаковый для всех. Понятно, что обслужить пятиэтажку и десятиэтажку стоит разных денег. И площади разные, и инженерные системы. Но платим мы все в зависимости от тарифа и квадратных метров в квартире.
- Работы по поддержанию в надлежащем техническом состоянии жилого дома правильнее было бы выполнять на основании технологических карт, - продолжает Андрей Валерьевич. – РУП «Институт «Белжилпроект» уже разработал такие карты на основные серии типовых жилых домов. В техкартах прописано, какие работы нужно производить в каждом конкретном доме. И уборку в данном случае предполагается делать отдельно от техобслуживания. И оплачивать, соответственно, отдельно. Пока рано говорить о том, когда схема заработает. Но мы видим, что уже сейчас многие жильцы сами убирают подъезды, по графикам. При этом они по-прежнему платят полный тариф за техобслуживание. Это, конечно, неправильно. Правильно так: есть услуга - есть оплата, нет услуги - нет оплаты.
- А дворников сейчас хватает?
- В Минске, как уже столичные коммунальники заявили, вакансий рабочих по комплексной уборке нет. Вопрос о том, что что-то не убирается из-за нехватки людского ресурса, стоять не должен. И если действительно не убран подъезд, значит руководство ЖЭСа недосмотрело за тем, как работают их подчиненные.
Лампочку должны менять сразу, а не по звонку
Освещение подъезда мы тоже оплачиваем по графе «техническое обслуживание».
- Человек, который закрепляется за домом - как правило, это мастер участка - должен не реже двух раз в неделю побывать в подъезде, спуститься в подвал и проверить, все ли исправно работает, в том числе и свет. А сегодня как происходит? Не горит лампочка день, два, мы звоним- и только потом появляется свет. Это в корне не верно.
- Уборка двора тоже входит в техобслуживание?
- Да, это также и уборка подходов к подъезду, тротуаров. Летом надо подмести, зимой от снега почистить и песочком посыпать. А еще проверить исправность игрового и спортивного оборудования.
Почему за уборку в подъезде надо платить по квадратным метрам квартиры?
В этом выпуске рубрики «Коммунальная грамотность» корреспонденты «КП» вместе с Министерством ЖКХ разбираются в изменениях, которые с 1 января затронули порядок оказания жилищно-коммунальных услуг [выпуск 7]
Техобслуживание - за что платим?
С 1 января по 535-му указу из услуги «техническое обслуживание» исключили уборку подъездов, благоустройство и содержание дворовой территории, затраты на освещение подъезда. Теперь техобслуживание включает в себя только то, что жильцы не могут выполнить самостоятельно: обслуживание крыши, теплоузла, стояков горячего и холодного водоснабжения (кроме лифта). К этим инженерным системам и конструктивным элементам дома могут подступиться только специалисты. Они и проводят определенные работы, которые прописаны в регламентном перечне. Но неисправность каких-то приборов или оборудования в квартирах не входят в перечень, то есть ремонтировать унитаз или розетку придется за свой счет.
Дворовую территорию сейчас убирают за счет местных бюджетов. Но жители могут оплачивать некоторые виды работ. Например, если вас не устраивает детская площадка, можно ее заменить за свой счет. Аварийную площадку обслуживающая организация должна устранить сама.
Как убирать подъезд, должны решить все жильцы
Изменения, которые касаются уборки подъезда, не означают, что с 1 января их никто не будет убирать и жильцам надо искать какие-то варианты. Так как раньше эта услуга входила в «техническое обслуживание», ее и дальше будут оказывать ЖЭС, ТС, ЖСК - в той периодичности, которая сейчас установлена (2 раза в неделю - сухая уборка, 2 раза в месяц - влажная). Но в жировках появится новая строка - «санитарное содержание вспомогательных помещений». Стоимость услуги зависит от размера квартиры: чем больше площадь, тем больше и сумма. Но указ дает право жильцам установить другую периодичность и условия уборки. Например, чтобы первый этаж чаще мылся, так как больше загрязняется. Также можно сказать эксплуатирующей организации, что вы сами будете убирать подъезд. А можно выбрать какую-то частную фирму.
Что нужно сделать, чтобы подъезд убирали по-другому?
Проводите общее собрание - его инициатором может стать любой собственник или несколько собственников квартир в подъезде. Проще всего сделать это в письменной форме. То есть составляется опросный лист, в который заносится каждая квартира в подъезде. Подписывать лист имеет право только собственник или наниматель квартиры - тот, с кем заключен договор на обслуживание жилья. Если подпись ставит брат, сестра, жена собственника - документ не имеет юридической силы. Если единогласное решение принято, относите бумаги в эксплуатирующую организацию. С жильцами заключают допсоглашение, где прописаны новые условия. Также в ЖРЭО надо предоставить график уборки подъезда - кто, когда, какую часть убирает. Если вы заключили такое соглашение, но убираете подъезд, коммунальники придут, уберут и выставят счет жильцам.
Если вы решили, что убирать подъезд будет сторонняя организация или хотите, чтобы уборку ЖЭС делал чаще, поступаете точно таким же образом. Единственное отличие - надо будет собрать не 100% согласие жильцов, а 51%. И решение большинства будет обязательным для всех.
Почему за техобслуживание лифта платим исходя из размера квартиры?
С 1 января за лифт мы будем платить по двум позициям: техобслуживание и электричество, которое потрачено на его движение. Так как сумма за электричество зависит от того, насколько часто жильцы пользуются лифтом, то и плата за него будет зависеть от количества зарегистрированных людей в квартире.
Техническое обслуживание осуществляется вне зависимости от того, насколько часто пользуются лифтом. Есть перечень регламентных работ (осмотр, смазывание деталей и т.д.), которые выполняются вне зависимости от того, десять раз лифт проехал, двадцать или вообще стоял. Если в доме есть лифт, он должен работать. И чтобы он работал безопасно, за ним надо следить. Кстати, поломки лифта жильцы не оплачивают - ремонт осуществляется за счет местного бюджета.
Лампочки меняет ЖЭС
За свет в подъезде теперь мы будем платить отдельной строчкой. Но не все выключают свет за собой, не везде стоят датчики движения. Не будет ли ссор с соседями?
- Теперь у людей будет стимул экономить. Понятно, что если везде лампочка горит постоянно, а у единиц выключается, большого эффекта на кошелек не будет. Но можно будет сравнить. Условно, вы получите за месяц 50 тысяч за освещение в подъезде, а в соседнем доме - 20 тысяч. Окажется, что у соседей и датчики стоят, и энергосберегающие лампочки, - рассказал начальник отдела по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства ЖКХ Геннадий Акстилович.
Если у вас нет датчика движения, то поставить его можно за свой счет, заказав услугу в ЖЭСе. Менять лампочки должна обслуживающая организация. Если в подъезде жильцы поставят более дорогие лампочки, то в случае их выхода из строя, ЖЭС произведет замену, но на обычные лампочки. Плата за освещение в подъезде будет зависеть от общей площади квартиры
НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Как увидеть счетчики?
Сколько нагорело света в подъезде и сколько вы потратили электричества, катаясь на лифте, фиксируют счетчики. Как правило, на один дом есть один счетчик на общее освещение и один - на лифты. Находятся они в одном из подъездов, в отдельном помещении в зависимости от конструкции дома. Можно прийти в ЖЭС и попросить предоставить доступ к счетчику. Лучше это делать какому-то одному человеку - например, старшему по дому, кому вы доверяете. Каждый месяц человек будет фотографировать данные и показывать всем жильцам - чтобы убедиться, что все киловатты в жировке прописаны верно.
Почему техническое обслуживание лифта, освещение подъезда и его уборка рассчитываются по квадратным метрам в квартире?
- В Жилищном кодексе прописано, что вспомогательные помещения, подъезд, крыша, лифт - это общая собственность граждан. Доля каждого в этой собственности определяется соразмерно площади его квартиры. Исходя из этого ЖК регулируется и порядок несения затрат собственниками на содержание этого имущества - пропорционально доле в праве общей собственности. Проще говоря, чем больше ваша квартира по площади, тем больше затрат у вас на содержание и эксплуатацию общего имущества. Например, при строительстве дома в стоимость квадратного метра включены затраты на строительство крыши, лифта, инженерных систем и т.д. То есть собственники участвуют в расходах на строительство, и после получения квартиры приобретают долю в праве общей собственности.
В Товариществах собственников во время принятия решений по каким-то вопросам, которые касаются распоряжения общим имуществом, больший голос имеет тот, кто владеет большей квартирой. Но и расходы на эксплуатацию общего имущества собственники жилья несут соразмерно своим квартирам.
Зависит ли тариф на техобслуживание лифта от количества кабин?
Тариф будет зависеть размера лифта, а также количества лифтовых кабин. Ведь работ специалисты будут проводить больше, чем если бы у вас стоял один маленький лифт.
Если лифт часто ломается, зачем платить за техобслуживание?
Если причиной поломки лифта оказалось то, что не вовремя провели техобслуживание (например, не осмотрели, не смазали какие-то детали и т.д.), вы можете обратиться в ЖРЭО, где вам обязаны составить претензионный акт, и на его основании вам произведут перерасчет.
«Портал коммунальной грамотности населения» http://gkx.by