ул. Притыцкого 59, ул. Матусевича, 42 (кап ремонт), 220121, г. Минск тел.: 360 02 76

ru Russian be Belarusian en English
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 

 

 
 
 
  
 
  
 
    
 
 
 
 
 
 

 
качество-услуг.бел
QR-код организации  на качество-услуг.бел
QR-Код анкеты на качество-услуг.бел
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
   
 
 
  
 
 
 
 
 
  
Количество посещений сайта
 

Сегодня 120

Вчера 264

Неделя 703

Месяц 5491

Kubik-Rubik Joomla! Extensions

ОСТОРОЖНО! МОШЕННИКИ  

А вы уже взяли кредит, чтобы «разоблачить сотрудников банка»?

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО СК ОТ 20.09.2022 № 15-5-25468

 

 

Чем вишинг отличается от фишинга и как от него защититься

Как мошенники используют для фишинга голосовые звонки, чтобы выманить у жертвы код подтверждения.

Давно ли вам звонил человек из «службы безопасности» какого-нибудь банка и настойчиво предлагал перевести деньги на другой счет во имя безопасности? Если да, то вы столкнулись с вишингом.

Что такое вишинг и почему он так называется

Вишинг (англ. vishing) — это сплав слов «voice» и «phishing», проще говоря, «голосовой фишинг», то есть попытка мошенников обманом выведать у жертвы какие-то конфиденциальные сведения по телефону. Чаще всего это код подтверждения. По аналогии с вишингом существует еще и смишинг, то есть фишинг в коротких сообщениях (sms + фишинг), про него мы недавно рассказывали.

Впрочем, именно вишинг стал одним из антигероев информационной безопасности последнего времени: по данным СМИ, в 2020 году 84% всех попыток мошенников обмануть россиян приходились именно на телефонные разговоры. И хотя успешным оказывается лишь один из ста подобных звонков, в совокупности преступникам удается таким образом ежемесячно выкачивать из своих жертв миллиарды рублей.

Из смешного — иногда мошенники звонят настоящим сотрудникам банков, получается как в том меме: знаете, я и сам своего рода из службы безопасности…

Из совсем несмешного: попасться на удочку мошенников может кто угодно, даже если человеку кажется, что он прекрасно знаком с этой схемой развода. Некоторые «сотрудники» оказываются неплохими психологами, способными втереться в доверие и усыпить бдительность самого внимательного респондента.

Кроме того, мошенники регулярно обновляют свои схемы. Например, после того как фраза про службу безопасности фактически стала мемом, они переключились на другие учреждения. Из последних трендов — звонки от имени государственных структур, например МВД или Центробанка. Вполне вероятно, что когда такая схема тоже устареет, скамеры придумают новую. Так что лучше всегда быть начеку.

Как распознать мошеннические звонки

Красных флагов довольно много, и все они наши «старые знакомые». Если звонок якобы от банка или госорганизации поступил с обычного мобильного номера — скорее всего, это вишинг. Еще подозрительнее, если телефон относится к другому региону.

Если звонящий нагнетает атмосферу срочности и угрозы, на фоне которой пытается выведать у вас конфиденциальную информацию, — наверняка это вишинг. Вообще, попытка выведать что-то конфиденциальное — стопроцентный признак мошенничества: все, что нужно настоящему сотруднику банка, у него обычно уже есть.

Если, упирая на срочность, вас заставляют сделать что-то с деньгами — это точно мошенники. Как правило, речь идет о неком «защищенном счете», который по факту просто принадлежит преступникам. Настоящему банку достаточно просто заблокировать вашу карту, а потом уже разбираться (в отделении, в приложении), что делать со средствами.

Наконец, косвенный, но иногда работающий признак: звонящий путается, оговаривается, употребляет просторечные слова. Мы ничего не имеем против повседневной речи, но общение настоящих операторов с клиентами, как правило, хорошо проработано в специальных сценариях и тщательно отрепетировано.

Как защититься от мошеннических звонков

Если вы поняли, что вас пытаются развести, эффективнее всего просто завершить разговор. В какой-то момент разыгрывание пранков над мошенниками стало отдельным видом досуга, но практического смысла в нем мало. Так что просто вешайте трубку и возвращайтесь к тому, от чего вас отвлек звонок.

Если есть время и желание, можно позвонить в настоящую службу безопасности и рассказать ей об инциденте — чем больше информации там соберут, тем больше шансов, что мошенникам осложнят дальнейшие преступления.

Есть и превентивный метод: установить на телефон специальное приложение для борьбы с нежелательными звонками, такое как Kaspersky Who Calls (есть и для Android, и для iOS). В него встроена актуальная для России, постоянно обновляемая база опасных номеров, так что приложение предупредит о подозрительном звонке и позволит вовсе не сталкиваться с мошенниками.

https://www.kaspersky.ru/blog/author/alexeyferapontov/Меньше таких столкновений — меньше риска, что вас все-таки разведут, и меньше впустую потраченных нервов и времени. Кстати, о менее опасных — но более частых в нашей жизни, к сожалению — спам-звонках Kaspersky Who Calls тоже предупреждает.