Согласно статье 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь собственник не освобождается от платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги даже в случае отсутствия соответствующего договора. И если с тепло- и водоснабжением, текущим и капитальным ремонтом, уборкой подъездов и другими ЖКУ все более-менее ясно, то на техническое обслуживание лифта потребители смотрят с разной высоты, и рассуждают о необходимости вертикального средства передвижения в зависимости от месторасположения своей квартиры и отношения к здоровому образу жизни.
Освобождение от платы жителей нижних лестничных площадок вызывает вопросы у остальных. Мол, второй этаж тоже вроде бы не бог весть как высоко, за что же отдавать свои честно заработанные? С другой стороны, пешком при определенной степени физической подготовки можно взобраться и на небоскреб. Но в расчетно-кассовых центрах оценивают не атлетические данные потребителей, а их участие в содержании общего имущества. И здесь можно опираться не на частное мнение отдельных людей, а исключительно на законодательство. Так могут ли жители второго этажа отказаться от платы за лифт?
Для решения вопроса следует обратиться в обслуживающую дом организацию, специалисты которой должны провести опрос участников совместного домовладения. На блокировку кнопки «второй этаж» должно дать согласие большинство собственников (50 % + 1 голос), а вот положительное решение хозяев квартир, находящихся на данной площадке, должно быть единогласным. Только после соблюдения данной процедуры возможны все дальнейшие действия.
Если решение об отключении остановки лифта на второй посадочной площадке принято, то для его претворения в жизнь потребуется выполнить ряд процедур, соблюдая правила промышленной безопасности и требования технических нормативных правовых актов, в том числе технического регламента Таможенного союза
Опрос, на первый взгляд, провести не сложно. Только специалисты обслуживающей организации, не заинтересованные в результатах плебисцита, вряд ли будут тратить время на убеждения и уговоры, удовлетворяясь односложными ответами респондентов «да» или «нет». Так что если инициатор отключения кнопки хочет заручиться поддержкой, ему придется заблаговременно и в личной беседе попробовать доказать свою точку зрения каждому соседу.
Если решение об отключении остановки лифта на второй посадочной площадке принято, то для его претворения в жизнь потребуется выполнить ряд процедур, соблюдая правила промышленной безопасности и требования технических нормативных правовых актов, в том числе технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Понадобится изменить электрическую схему, чтобы исключить возможность остановки кабины на второй площадке, при этом обеспечить дополнительную блокировку дверей шахты для предотвращения их несанкционированного открытия. Не обойтись без внесения соответствующих изменений в паспорт и руководство по эксплуатации.
Особо следует отметить, что отключение должно осуществляться в строгом соответствии с рекомендациями завода-изготовителя или организации, имеющей лицензию на деятельность в области промышленной безопасности с правом проектирования лифтов. После блокировки кнопки владелец лифта обязан обеспечить проведение его технического освидетельствования.
Все перечисленные выше мероприятия являются головной болью организаций, занимающихся эксплуатацией жилищного фонда и техническим обслуживанием лифтов. И вопрос даже не в том, стоит ли и без того занятых специалистов напрягать нудными и затратными по времени процедурами из-за мизерного снижения итоговой суммы в жировке. То, что мы пытаемся сами себя делить по этажам и подъездам, говорит, прежде всего, об отсутствии чувства собственника. Можно скрупулезно подсчитывать, кто и сколько раз нажал кнопку лифта или домофона, на чьей лестничной площадке больше остается следов от обуви, кому больше нужен ремонт кровли. Только сможем ли мы после этого полноправно называть себя соседями и по-настоящему бережно обращаться с имуществом, которому не зря дано многозначительное определение «общее». Если изначально ограждать себя и свою квартиру от совместных интересов, пусть и частично, пусть и на законном основании, то вряд ли удастся создать желаемый комфорт, каким бы высоким не стало качество обслуживания дома.
«Портал коммунальной грамотности населения» http://gkx.by